Умственная отсталость глубокая

Глубокая умственная отсталость (идиотия) – самая глубокая умственная отсталостьтяжелая степень интеллектуальной недостаточности. Встречается примерно у 5% детей с врожденным слабоумием. В большинстве случаев при глубокой умственной отсталости имеются также тяжелые соматические заболевания, аномалии развития различных органов и систем, грубые неврологические расстройства с парезами и параличами, нарушения зрения и слуха.

В соответствии с Международной классификацией болезней МКБ-10 умственная отсталость глубокая (шифр F73) диагностируется при коэффициенте интеллекта (IQ) ниже 20 (в предыдущей версии классификации – МКБ-9 такое расстройство обозначалось как идиотия, вернее как олигофрения в степени идиотии). Вот только в реальности проверить развитие ребенка при этой форме интеллектуальной недостаточности с помощью психологических тестов (Векслера, Равена и др.) невозможно, так как больной просто не понимает смысла заданий и уж тем более не в состоянии их выполнить.

Сделать вывод о степени нарушения интеллекта при умственной отсталости глубокой можно путем тщательного наблюдения за поведением ребенка в динамике, анализе его способности к общению, выражению эмоций, освоению навыков самообслуживания.

 Диагностика глубокой умственной отсталости

  1. Еще в начале 20 века Бине и Симон охарактеризовали идиотию, как неспособность словесно общаться с другими людьми, то есть понимать их речь и выражать словесно свои мысли (если это не связано с нарушением слуха и речи).  Обычно при глубокой умственной отсталости больные произносят лишь нечленораздельные звуки и в редких случаях – несколько простых слов.
  2. Общение невозможно или ограничивается элементарными жестами и гримасами, выражающими удовлетворение или недовольство.
  3. Главное в поведении – удовлетворение потребности в пище. Чувства радости, печали, страха отсутствуют. Такие дети обычно никогда не смеются и не плачут.
  4. Игровая деятельность отсутствует (игрушки ломают или засовывают в рот).
  5. Движения плохо координированы, бесцельны и хаотичны (раскачивание туловища, кивание головой). Зачастую, если имеется глубокая умственная отсталость, больные вообще прикованы к постели или их подвижность ограничена пределами комнаты.
  6. Физиологические отправления не регулируются.
  7. Самостоятельный прием пищи зачастую затруднен – нарушено глотание, жевание, отсутствуют навыки пользования столовыми приборами. Кроме того из-за нарушения вкуса и обоняния дети с умственной отсталостью глубокой могут поедать несъедобные продукты, нечистоты, жуют все, что попадается под руку.
  8. Ребенок и взрослый при этой патологии нуждается в постоянном постороннем уходе.

Принципы оказания помощи при глубокой умственной отсталости

Полностью и даже частично компенсировать интеллектуальный дефект при выраженном снижении интеллекта невозможно. А вот добиться усвоения элементарных бытовых навыков самообслуживания и опрятности, выучить 10-15 простых слов, понять назначение некоторых предметов и вещей при достаточно упорной многомесячной работе вполне реально.

При сопутствующих соматических заболеваниях и неврологических расстройствах при необходимости назначается симптоматическое лечение с использованием ноотропов, витаминов, общеукрепляющих средств, противосудорожных и седативных препаратов. Большое значение при наличии глубокой умственной отсталости имеет правильно организованное питание, регулярное пребывание на свежем воздухе, посильная физическая активность. Существуют и специальные методики стимуляции умственных способностей с использованием точечного массажа, пальчиковой гимнастики, логопедического массажа, ЛФК, музыкотерапии. Такой подход эффективен, если идиотия диагностирована и начато соответствующее лечение  в первые месяцы и годы жизни малыша.

В остальных ситуациях, если имеется умственная отсталость глубокая, остается только ухаживать за больным, сопереживать. Вспомним Достоевского: «Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.