Задержка психического развития (ЗПР)

задержка психического развития у детейЗадержка психического развития (ЗПР) – это замедление темпов развития основных психических процессов ребенка, что проявляется нарушениями мышления и памяти, моторики и речи, снижением внимания, проблемами в общении и расстройствами развития учебных навыков.

Устранение имеющегося отставания от сверстников осуществляется путем реализации специально-подобранной программы  коррекционно-развивающих занятий со специалистами – психологом, дефектологом, логопедом, при необходимости – с детским неврологом и психотерапевтом.

Нервно-психическое развитие детей

Психическое развитие ребенка — сложный, наследственно обусловленный процесс последовательного созревания высших психических функций, который происходит под влиянием различных факторов внешней среды.

Основные психические функции – это восприятие (узнавание), целенаправленные действия (праксис), память, мышление (способность к анализу и синтезу получаемой информации, сравнение и обобщение), внимание, эмоции и поведение,  освоение навыков речи и письма, чтения и счета.

Существуют примерные нормы нервно-психического развития ребенка в первый год жизни по месяцам, а также в возрасте до 3 и 6-7 лет. Ориентируясь на эти показатели, а также результаты обследования ребенка психологом, неврологом, детским психиатром, можно сделать вывод  о наличии или отсутствии задержки развития у данного конкретного дошкольника или ученика начальных классов.

Что такое ЗПР

Сам термин «задержка психического развития (ЗПР)» был предложен Г. Е. Сухаревой еще в 1959 г. Под ЗПР понимают замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами. При этом задержка психического развития начинается в раннем детском возрасте без предшествующего периода нормального развития, характеризуется стабильным течением (без ремиссий и рецидивов, в отличие от психических расстройств) и тенденцией к прогрессивному нивелированию по мере взросления ребенка. Вообще о ЗПР обычно говорят до младшего школьного возраста. Если же признаки недоразвития психических функций сохраняются и после 6-7 лет, это, как правило, свидетельствует о наличии у ребенка интеллектуальной недостаточности (умственной отсталости).

Задержка психического развития: классификация

Известный российский психолог В.В. Лебединский выделял следующие основные  виды нарушений психического развития в детском возрасте:

  1. Необратимое психическое недоразвитие (олигофрения)
  2. Задержанное психическое развитие
  3. Поврежденное психическое развитие – деменция (после периода нормального психоречевого развития).
  4. Дефицитарное развитие (в условиях нарушений зрения, слуха, соматической патологии).
  5. Искаженное психическое развитие (ранний детский аутизм).
  6. Дисгармоническое психическое развитие (психопатии).

В детской неврологии понятие «задержка психического развития у детей» обычно классифицируется как «пограничная интеллектуальная недостаточность», «минимальная мозговая дисфункция». В детской психиатрии ЗПР у детей относят к расстройствам психологического развития (раздел F80-F89 в Международной классификации болезней МКБ-10).

В зависимости от выраженности нарушения тех или иных психических функций выделяют:

  • Специфические расстройства развития речи и языка (F80),
  • расстройства развития учебных навыков (F81) – чтения (дислексия), спеллингования (дисграфия), арифметических навыков (дискалькулия) или смешанное расстройство вышеперечисленных навыков,
  • расстройство развития моторных функций (диспраксия) F82
  • Смешанные специфические расстройства психического развития F

Кроме того при задержке психического развития нередко наблюдаются признаки других нервно-психических расстройств – нарушения активности и внимания (F90), расстройства поведения (F91), тревожные расстройства (F95), тики (F98.0), энурез неорганической природы и энкопрез (F98.1), заикание (F98.5).

Причины появления задержки психического развития

По данным статистики задержка психического развития встречается у 1-8% детей дошкольного возраста. ЗПР возникает у ребенка с изначально неповрежденным головным мозгом и связана, в основном, с наследственной предрасположенностью, длительным воздействием неблагоприятных внешних факторов (психических травм, отсутствии надлежащего ухода и воспитания), а также при наличии у ребенка тяжелых соматических заболеваний.

  1. Биологические факторы риска развития ЗПР. К ним относятся неблагоприятные воздействия в период развития плода, во время и в первые недели (месяцы) после рождения ребенка:
  • Генетически обусловленные, конституциональные факторы
  • Токсикозы беременных
  • Внутриутробные инфекции, интоксикации и травмы
  • Преждевременные роды (недоношенность ребенка)
  • Травматические повреждения с асфиксией при родах
  • Заболевания и травмы в первые месяцы жизни малыша (детские инфекции, пороки сердца, гипотрофия и рахит, эпилептический синдром и т.д.)
  1. Социальные факторы риска задержки психического развития детей
  • Ранняя детская депривация
  • Неблагоприятная психосоциальная обстановка в семье (частые стрессовые ситуации, недостаточный уход и отсутствие развивающих занятий с ребенком)

Диагностика ЗПР

У детей в возрасте до трех лет признаки задержки психического развития, как правило, сочетаются с нарушениями двигательной сферы, моторики, речи. У дошкольников в возрасте 4-6 лет уже можно более четко выявить преобладающие расстройства отдельных психических функций (внимания, памяти, мыслительных процессов, речи, счета, эмоционального реагирования).

Для оценки психического развития ребенка используется психологическое тестирование с учетом возраста, наблюдение за поведением дошкольника в естественной для него социальной среде. При этом изучается уровень развития речевой функции, памяти и мышления, внимания и игровой деятельности, объем знаний об окружающем мире, навыки самообслуживания, особенности поведения в коллективе и многие другие моменты. Если ребенок начал посещать школу, проверяется уровень развития школьных навыков (устная речь, написание слов, рисование, чтение, простые арифметические действия  и т.д.)

При задержке психического развития отставание от сверстников чаще отмечается в какой-то 1-2 сферах (чтение нарушено, а устная речь развита неплохо, есть неуклюжесть и задержка развития речи, но хорошо развит счет и понимание смысла пословиц и поговорок и т.д.). Кроме того, при ЗПР виден эффект от коррекционных занятий – ребенок усваивает материал и применяет его в дальнейшей жизни. А вот при умственной отсталости легкой степени обычно нарушены многие психические функции – и речь, и мышление, и внимание. При этом обучаемость и усвоение новых знаний находится на чрезвычайно низком уровне, а прогресс наблюдается преимущественно в освоении простых бытовых навыков.

В части случаев для точной диагностики степени нарушения психических функций требуется проведение повторных психологических тестов, осмотры детского невролога и психиатра в динамике, а  иногда – и стационарное обследование в специализированном психиатрическом учреждении.

Принципы коррекции задержки психического развития

Если речь идет о задержке психического развития, то при правильном проведении коррекционно-реабилитационных мероприятий с участием психологов, дефектологов, социальных педагогов, логопедов и других специалистов в большинстве случаев удается преодолеть имеющееся отставание от сверстников.

Коррекционные занятия могут проходить на базе районных и городских центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР), в специально организованных классах для детей с ЗПР, а также в обычных классах, где проходит обучение по общеобразовательной программе, но с выделением дополнительных занятий для освоения проблемных дисциплин.

При необходимости для коррекции нарушенных психических функций по назначению детского невролога или психиатра детям с задержкой психического развития могут назначаться лекарственные препараты для улучшения памяти, внимания, умственной работоспособности, повышения кровоснабжения отделов головного мозга. Чаще всего применяются следующие препараты, активизирующие деятельность центральной нервной системы – пантогам, аминалон, энцефабол, фенибут, глицин, глиатилин, церебролизин, кортексин, мексидол, витамины группы B и другие лекарственные средства.

Для коррекции задержки психического развития у детей могут применяться и такие немедикаментозные средства, как точечный и сегментарный массаж, лечебная гимнастика, дыхательные упражнения, физиотерапевтические процедуры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.