Что умеет ребенок: развитие до года по месяцам

нормы развития детей до 1 годаРазвитие ребенка до года (в первый год жизни) — это удивительный и сложный процесс, который зависит от многих факторов: генетики и питания, ухода, окружающей среды и т.д.  Физическое и нервно-психическое развитие ребенка индивидуально, но есть общие этапы и нормы, которые помогают родителям и врачам следить за прогрессом (что умеет малыш) и своевременно выявлять возможные отклонения или задержки.

Физическое развитие ребенка включает в себя изменения в росте, весе, окружности головы и грудной клетки. Для оценки физического развития используются специальные таблицы и графики, разработанные Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), которые учитывают пол и возраст ребенка. По этим таблицам можно определить, находится ли ребенок в пределах среднестатистических значений или отклоняется от них в большую или меньшую сторону. Важно помнить, что небольшие отклонения от средних показателей не являются патологией, если ребенок здоров и активен. Однако если ребенок сильно отстает или опережает своих сверстников по росту или весу, или если его параметры резко меняются в течение короткого времени, то это может быть признаком какого-то заболевания или недостаточного ухода.

Нервно-психическое развитие ребенка до года заключается в формировании его нервной системы, психики, интеллекта и поведения. Для оценки нервно-психического развития используются различные методики и тесты, которые позволяют определить уровень развития ребенка по определенным критериям: зрительное восприятие, слуховое восприятие, двигательные навыки (грубая и тонкая моторика), речевое развитие, социальное развитие (эмоции, контактность, игровая деятельность). По результатам тестирования можно сравнить ребенка со средней возрастной нормой и выявить его сильные и слабые стороны. Также можно отслеживать динамику развития ребенка по месяцам и замечать достижения или проблемы на каждом этапе.

Как оценить нервно-психическое развитие ребенка по месяцам до 1 года

  1. Наблюдение за поведением и реакциями ребенка в разных ситуациях: на присутствие родителей и посторонних людей, на звуки и предметы, на прикосновения и ласки, на изменения в окружении и т.д.
  2. Проведение специальных тестов и заданий, адаптированных к возрасту ребенка, например, Денверский тест, тест Айзенка, тест Бейли (Bayley) и др. Эти тесты можно проводить самостоятельно или с помощью специалиста (педиатра, психолога, невролога, логопеда).
  3. Сравнение полученных результатов со средней возрастной нормой по каждому критерию развития. Для этого можно использовать таблицы и графики, которые содержат информацию о том, что ребенок должен уметь делать в каждом месяце жизни.
    4. Анализ динамики развития ребенка по месяцам: отмечать его достижения и успехи, а также замечать возможные задержки или отклонения от нормы.
    5. Консультация с врачом или другим специалистом в случае обнаружения каких-либо проблем или сомнений в развитии ребенка. Врач может назначить дополнительные обследования или коррекционные мероприятия для устранения или компенсации недостатков в развитии ребенка.

 

Предлагается простой и понятный алгоритм, как оценить нервно-психическое развитие ребенка по месяцам до 1 года и сравнить выявленные признаки со средней возрастной нормой. Такие сведения помогут своевременно выявить задержку психомоторного и речевого развития детей, принять меры по коррекции выявленных нарушений совместно с врачом-педиатром, неврологом, а также при участии детского психолога и логопеда.

Нормы развития детей по месяцам до года

Развитие ребенка в 1 месяц

  • Активные движения ручками и ножками лежа на спине. Малыш в течение нескольких секунд удерживает голову, если его взяли на руки и держат в вертикальном положении, прижимая к себе.
  • Пытается приподнять голову из положения лежа на животе
  • Хорошо глотает жидкую пищу, не поперхивается
  • Фиксирует взгляд на неподвижном предмете и следит за двигающимся на расстоянии 15-20 см, может появиться первая улыбка
  • Реагирует на звук игрушки, голос взрослого, может издавать отдельные звуки – а-аа, е-ее

Нервно-психическое развитие ребенка в 2 месяца

  • Поворачивает голову лежа на спине, хорошо держит голову лежа на животе и в вертикальном положении, трясет игрушкой, вложенной в руку
  • Открывает рот, увидев бутылочку, пьет с ложечки
  • Внимательно рассматривает лицо человека, различает голос матери и реагирует на него двигательным оживлением, улыбкой
  • Гулит – могут появляться звуки – г-у, бу-у и другие

Что умеет ребенок в 3 месяца

  • Длительно удерживает голову в вертикальном положении и лежа на животе (может приподнимать туловище с опорой на предплечья)
  • Внимательно рассматривает висящие низко игрушки, пытается схватить их, а вложенный в руку предмет тянет в рот
  • Оживляется при виде матери – двигает ручками и ножками, улыбается, гулит, может смеяться
  • Реагирует на свое имя и обращение к нему, отличает разные звуки (шум воды, музыка, шелест бумаги).
  • Произносит гласные звуки г-у, ш-и, бу-у, эы и другие, как самопроизвольно, так и в ответ на обращение к нему

Развитие ребенка в 4 месяца

  • При нормальном  развитии ребенка  иногда уже в 4 месяца удается поворот со спины на живот, малыш может сидеть при поддержке за обе ручки
  • Выражен комплекс оживления при появлении знакомых лиц (активные движения, улыбка, громкий смех)
  • Хорошо захватывает игрушки, при приеме пищи придерживает рукой грудь матери, бутылочку
  • Поворачивается при обращении к нему, гулит, произнося протяжные гласные и согласные звуки – ле-ее-лы-аль-аы и другие

Что умеет ребенок в 5 месяцев

  • Самостоятельно переворачивается со спины на живот, в положении на животе высоко поднимает голову, опираясь на выпрямленные ручки. Может кратковременно стоять при поддержке за обе руки
  • Различает знакомых и незнакомых людей, интонацию голоса
  • Играет с игрушками в воде, принимая ванну, пытается удержать движущийся предмет
  • Громко смеется, подолгу гулит
  • Ест пищу с ложки (как жидкую, так и густую), хорошо глотает

Развитие ребенка в 6 месяцев

  • Становится доступным самостоятельное переворачивание с живота на спину, ребенок в 6 месяцев зачастую может сидеть без поддержки, пытается ползать
  • Хорошо захватывает и держит в одной руке игрушку, может поднять предмет, если тот выпал из рук, переложить его из руки в руку
  • При кормлении охотно ест густую пищу с ложки, активно снимает еду губами, может пить из чашки, которую поддерживают родители
  • Появляется лепетная речь – произносит звуки «мм-м», иногда  отдельные слоги: «ба», «да-да-да» и некоторые другие

Что умеет ребенок в 7 месяцев

  • Нервно-психическое развитие детей в 7 месяцев переходит на новый уровень: ребенок уже не хочет подолгу лежать и начинает садиться с помощью взрослого, ползать, поднимается на четвереньки и даже пытается стоять, держась за барьер кроватки, манежа
  • При назывании хорошо знакомого предмета ищет взглядом его обычное местоположение
  • В лепетной речи все чаще появляются слоги «ба», «ма», многократно повторяемые нараспев
  • Появляются эмоциональные реакции при появлении знакомых (улыбается, смеется при виде мамы, обнимает ее) и незнакомых людей (может кричать, отворачиваться, хмуриться)
  • Самостоятельно держит в руке печенье, откусывает и жует

Нервно-психическое развитие ребенка в 8 месяцев

  • Без посторонней помощи садится, уверенно сидит, ложится. Может самостоятельно встать, опираясь на стенку манежа, кроватки
  • Помнит названия распространенных предметов и при произношении находит их взглядом
  • Выполняет хорошо знакомые движения, если об этом попросит взрослый («пока-пока», «ладушки» и другие)
  • Уверенно произносит слоги «ма», «ба», «па», иногда появляется и первое слово «мама»

Что умеет ребенок в 9 месяцев

  • Достаточно хорошо ползает, в том числе на четвереньках, при поддержке за руки стоит и делает первые шаги
  • Учится самостоятельно пить из чашки, удерживая ее двумя руками вместе с родителем
  • Подражает звукам и словам, произнесенным взрослым – пытается покашлять, цокает, причмокивает, произносит знакомые слоги
  • Повторяет движения матери, отца – стучит игрушкой, поднимает ручки, пытается выполнить плясовые движения
  • Знает, как его зовут и оборачивается, когда называют его имя

Развитие ребенка в 10 месяцев

  • Продолжается психомоторное развитие детей до года: ребенок в 10 мес.  иногда уже начинает ходить с поддержкой, может стоять самостоятельно несколько секунд
  • Если малыша попросить выполнить хорошо знакомое действие, он с удовольствием делает это – вынимает кубик из коробки, открывает дверцу, находит названную игрушку и подает ее взрослому
  • Различает предметы и начинает их называть разными слогами (собака – «ав», корова – «му» и тому подобное), расширяется запас слов – мама, папа, дядя, баба, ам-ам
  • Берет чашку и удерживает ее двумя руками, может держать ложку за ручку

Нормы развития ребенка в 11 месяцев

  • Ходит с поддержкой за одну руку, хорошо стоит без посторонней помощи, самостоятельно делает первые шаги
  • Появляются первые обобщения  – при просьбе подать мячик или куклу подает соответственно все мячи (куклы)
  • Ставит кубик на кубик, может снять со стержня и надеть на него кольцо с большим отверстием
  • Знает несколько простых слов, появляются обозначения действий – «На», «Дай» и т.п.
  • Учится самостоятельно брать пищу ложкой, ест твердую пищу

Нервно-психическое развитие детей в 1 год

  • Ребенок к 1 году часто самостоятельно ходит без поддержки
  • Сам удерживает чашку с водой и пьет из нее
  • Понимает и выполняет просьбы взрослого – «подай мячик», «принеси машинку», «покажи ножку», «отдай» и т.д.
  • Знает и произносит 5-10 простых слов

Примерно в такой последовательности обычно проходит нервно-психическое развитие ребенка по месяцам до года. Приведенные данные являются ориентировочными, и отсутствие какого-либо пункта у вашего малыша ни в коем случае не свидетельствует о задержке психомоторного развития ребенка. Каждый малыш индивидуален и одни навыки у него могут появиться раньше, чем у сверстника, а другие – на 1-2-3 месяца позже. Главное, чтобы ребенок был активным, подвижным, любознательным, не было заторможенности или постоянного беспокойства, апатии и безразличия к окружающим предметам и явлениям.